СОУЭ - Общие требования и параметры | |
Умный дом - Системы оповещения |
Последовательность определения структуры систем оповещения и управления эвакуацией в наиболее общем случае имеет вид: Анализируются наиболее вероятные и неблагоприятные случаи возникновения пожара в здании, определяются пути распространения опасных факторов пожара (ОФП) (температура, задымленность, загазованность, возможность обрушения конструкций и т.п.) и маршруты движения людских потоков. Определяется предполагаемое время блокирования ОФП, возможных путей эвакуации и находится допустимое время эвакуации людей из зоны действия ОФП. Определяются основные и резервные варианты эвакуации. Защищаемые помещения разделяются на зоны оповещения. Как отдельные зоны рекомендуется выделять, согласно пособию [1]:- этажи здания (каждый этаж), если на этаже могут находиться более 100 человек; - группы по 2, 3 этажа; - группы служебных помещений; - группы помещений для посетителей; - подвальную, стилобатную и высотную части зданий; - помещения с массовым пребыванием людей; - складские помещения; - помещения вспомогательных производств; - вычислительные центры; - помещения со специфическим режимом функционирования (операционные, хранилища, кассы и т.п.). В любом случае, при выделении зон оповещения необходимо придерживаться следующей логики: Особо следует отметить организацию систем оповещения и управления эвакуацией в высотных зданиях. В [1] говорится: «В зданиях высотой более 9 этажей, при эвакуации из которых на лестницах образуются людские потоки плотностью 6 чел./м² и более, оповещаются люди на этаже, где возник пожар, на следующем (вышележащем) этаже и на двух последних этажах здания, после этого - в остальных помещениях выше этажа пожара, затем - в помещениях ниже этажа пожара. Интервал задержки оповещения должен составлять 30-40 с, но не менее половины времени эвакуации с этажа, на котором возник пожар (чтобы люди смогли покинуть коридор этого этажа до образования плотных людских потоков на лестницах)». Для СО3, СО4 рекомендуется предусматривать возможность раздельного включения указателей путей эвакуации для каждой зоны (выделять для указателей отдельную зону) с тем, чтобы можно было управлять движением людей, как минимум, в двух направлениях на каждом участке путей эвакуации горизонтальных эвакуационных путей. Причем для СО4 «…схема включения световых указателей должна позволять управлять эвакуацией в случае блокирования пожаром одной из лестниц в здании» [1]. Там же сказано для СО5: «…функциональная структура и РМ 78.36.001-99комплекс технических средств систем оповещения и управления эвакуацией должны обеспечивать возможность реализации множества вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения. Идентификация варианта производится автоматически, в зависимости от места возникновения пожара». После определения общей структуры системы оповещения и управления эвакуацией выбирается комплекс технических средств для ее реализации, производится определение мест расположения указателей и оповещателей, выполняются необходимые расчеты (типов и электрической мощности речевых оповещателей, источников питания и цепей и т.п.). Часть проблемных вопросов проектирования изложена в предыдущих статьях журнала, например, вопросы определения времени начала эвакуации, инерционности системы оповещения и управления эвакуацией достаточно подробно даны в [2], способы выбора оптимальных схем озвучивания в [3], требования к уровням звуковых сигналов в [4], расчет мощности акустических устройств в [5]. Опыт проектирования показывает, что из всех вышеперечисленных проблем наибольшей представляется расчет мощности акустических устройств. Дело здесь не только в правильности расчетов, базовой проблемой является определение уровня действующего фонового шума. Значение этого шума, приводимое в различной литературе, для одних и тех же помещений может отличаться на 10 дБ, что приводит к разбросу мощности акустики в десятки ватт - понятно, что обсуждать на этом фоне корректность самих расчетов крайне необъективно. Кроме того, фоновой шум меняется в течение суток, его замеры на объекте не всегда возможны и правильны, замерьте фоновой шум в магазине на этапе сдачи объекта и после ввода в эксплуатацию и, что называется, почувствуйте разницу. Во многом эти проблемы остаются на совести, опыте и интуиции проектировщика. Решением вопроса могли бы стать адаптивные акустические системы, измеряющие фоновой шум и автоматически корректирующие свою громкость, но, к сожалению, они еще достаточно дороги и не всегда доступны. У каждого из проектировщиков в этом плане есть свои наработки, которыми следует делиться. Например, по нашему опыту можем сказать, что использовать акустические системы, расположенные в коридоре, для озвучивания комнат малоэффективно: уровень звукового давления для того, чтобы разбудить спящего человека, должен быть 65-70 дБ на 1 м (уровень нормального разговора), а любая даже самая хилая дверь вносит ослабление в 35-40 дБ, т.е. в коридоре этот уровень должен быть порядка 100-110 дБ, что, во-первых, небезопасно (можно только посеять панику), во-вторых, значительно снижает разборчивость речи. В данном случае целесообразно ставить маломощные колонки, но в каждую комнату. И в заключение. Очевидно, что для полноценной реализации систем оповещения и управления эвакуацией аппаратура управления должна обладать следующими основными возможностями: организацией необходимого числа зон и подключением исполнительных устройств требуемой мощности с возможностью наращивания; перекрестным управлением между различными зонами с разносом включения устройств оповещения и управления во времени как в разных зонах, так и в пределах одной зоны; оперативной смены алгоритма оповещения и управления в процессе эвакуации; работой в автоматическом и ручном режимах; трансляцией различных фонограмм в разные зоны оповещения; передачей команд через микрофон; контролем всех цепей. |
Читайте: |
---|